?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Одессе все, что ни есть, все "чудесное", "удивительное" и "вкусное". Хотя я, конечно, чтобы не разочаровать тех, кто там не был, но собирается, должна сделать уточнение - все эти превосходные восприятия зависят исключительно от индивидуального вкуса. А у меня он таки есть))).

И сегодня я вам хочу рассказать о музее, посвященном истории одесских евреев, находящемся по адресу:




Когда я впервые приехала в Одессу с целью получения информации о прадеде и эстетического удовольствия от Малой Родины, то обнаружила, что годы оккупации и постсоветская разруха сильно ударили по архивному и музейному делу. Еврейская составляющая Одессы очень скудно отражена в государственных музеях. Информация о жертвах Холокоста разрознена и собирается в основном Иерусалимским музеем Холокоста и частными лицами.

Вот и два "еврейских" музея Одессы - Музей истории евреев Одессы "Мигдаль-Шорашим" и "Музей Холокоста в Одессе", не являются государственными, а открыты силами общественных организаций и частых лиц.

Музей, о котором я хочу рассказать сегодня, был открыт в ноябре 2002 года одесским еврейским общинным центром "Мигдаль". Находится он, как и "Музей Холокоста в Одессе" в бывшей квартире. Как нам рассказал директор музея Михаил Рашковецкий, то была типичная коммунальная квартира Одессы, в которой жили еврейская, армянская, украинская и русская семьи.

Вот так выглядит вход в музей.



Меня восхитила концепция музея - он практически полностью составлен из вещей, некогда принадлежавших евреям Одессы, как именитым, так и обычным гражданам, и переданных ныне в коллекцию музея. И Михаил знает историю каждой вещи - кем и когда подарена, кто были эти люди, какова их судьба. А это же совсем меняет восприятие вещей. Как если вы заходите в комнату, обставленную и наполненную мебелью, книгами, картинами и фотографиями, которые с каждым словом, произнесенным экскурсоводом, начинают оживать, смотреть на вас, плакать, смеяться, петь, пахнуть. И уже через 5 минут вам становится тесно в этой комнате от количества находящихся в ней судеб, душа начинает разрываться от сопереживания им, ты оказываешься в том времени, о котором идет рассказ и хочется убежать немедленно или наоборот, потрогать что-то в надежде глубже проникнуть в жизнь этих людей, присоединиться к ним.







Со мной так иногда случается, что сообщаемая мне информация так меня волнует, что эмоции вымещают память. Я помню, что я чувствовала, но не помню по поводу чего))))). Зная это, я всегда стараюсь делать заметки по ходу рассказа или сразу после. Но в этот раз я почему-то ничего не записала (вероятно, по причине внутрненнего протеста против "последнего раза здесь"). И из всех рассказанных историй, в памяти отложилась лишь история про бюстгальтер. И не исключено, что отложилась она там, из-за характерной, нередко смущающей приезжих, одесской открытости по отношению к любым темам, даже интимным, с которой Михаил нам ее рассказал. В любой теме главное заключено в ее сути, а не форме.

Бюстгальтер принадлежал одной еврейке, жительнице Одессы, которая прошла всю войну, имея один комплект белья. Вещь состояла исключительно из штопок такого мастерства, что при первом взгляде казалась сделанной из кружев. 4 года в окопах, под пулями и снарядами с неизменной самодисциплиной, аккуратностью и исключительном чувством собственного женского достоинства, не допускающим ни единой дырочки на бюстгальтере. А я ленюсь, порой, штопать чулки. (Фотографию я не сделала. Постеснялась).

В 1897 году Одесса занимала 3-е место по количеству еврейского населения после Нью-Йорка и Варшавы.



В 1910 население Одессы 620000, евреев 200000, что составляет 34.4% всего населения:

56% мелких лавок принадлежит евреям;
63% городских ремесленников - евреи;
80% компаний по экспорту зерна принадлежит евреям;
89,2% экспорта зерна осуществляется евреями;
50% предприятий оптовой торговли принадлежит евреям;
70% медицинских работников - евреи;
56% юристов - евреи;
27% лиц технических профессий - евреи.

В 1914 году существует 7 синагог и 14 молитвенных домов, 92 различных учебных заведения и более 20 хедеров. В них учится более 5 тысяч учащихся.

Фотография копии письма Высоцкого в одесское отделение Общества по распространению просвещения среди евреев Одессы, в котором известный чаеторговец требует опубликовать в «древнееврейских» газетах объявления о премии, назначенной Высоцким за лучшее сочинение на темы еврейской истории. Одним из соискателей этой премии был выдающийся еврейский историограф С. Дубнов.



Высоцкий, как вы догадываетесь, это не Владимир, а Вульф - представитель знаменитой одесский фамилии, занимавшейся продажей чая.
В послереволюционной Одессе была очень популярна поговорка "Сахар Бродского, чай Высоцкого, Россия Троцкого")))))).



Старые фотографии одесских синагог.
Из демонстрируемых, сохранились здания только первых двух. В качестве синагоги действует только первая.



В этой бывшей синагоге, что располагается на пересечении улиц Жуковского и Пушкинской, сегодня размещается архив Одесской области.







В 1920 году население Одессы 427800, евреев 190000, что составляет 44,4% всего населения.

В 1926 году население Одессы 421000, евреев 153000, что составляет 36,4% всего населения.

90% - профсоюза швейников;
67% - печатников;
53% - работников деревообрабатывающей промышленности;
48% - работников городского хозяйства;
40% - лиц свободных профессий;
64% - лиц, занятых на мелких частных предприятиях.


Буфет, принадлежавший семье Бабеля.



Еврейская жопа, принадлежащая мне.



Наталия из Москвы и Йося из Папье маше в окне.



В 1939 году население Одессы 602000, евреи 201000, что составляет 33,3% всего населения.

Первые курсы иврита в Одессе.



Выпуск одесского евсектора некоего учебного заведения 1925-1929 года.



Аттестат еврея об окончании курса в Одесском среднем политехническом училище архитектурного отделения в 1899 года.
Обратите внимание на прочерк в графе "Закон Божий". О как уважали иудеев в Одессе))).



А это агитационные плакаты и объявления времен румынской оккупации

(в комнате, посвященной годам Холокоста, умышленно скудное освещение, а мои руки растут из места, которое вы видели на снимке выше, поэтому фотографии получились не качественные) :









Земля из мест массового захоронения убитых евреев.



В 1959 году население Одессы 667000, евреи 107000, что составляет 16% всего населения.

Таким образом, после войны не стало половины еврейского населения.



Dockes Меломан.



"Варенички" евр. нар. песня. К.ВАГА. С. Мурадов (ф-но).



Dockes Музыкант.





В 1989 году население Одессы 1097400, евреи 65000, что составляет 6% всего населения.


"Если в кране нет воды, значит выпили жиды. Если в кране есть вода, значит жид нассал туда".



Джентльменский набор моэля - человека, совершающего процедуру обрезания.



Визитка моэля с традиционным символом этой профессии - часами.
Почему часы? Тот же вопрос в Одессе задали моэлю, повесившему над входом в "офис" табличку с часами. "Булочник вешает хлеб, сапожник сапог, а шо по-вашему должен повесить я? Так что пусть будут часы".
И это на полном сурьезе - сегодня это уже вошедший в обиход символ этой профессии))).


Как напомнил Dockes, в Украине 2 главных моэля)).

Dockes ушел гулять в постер. Обратите внимания, на полу лежат фрагменты еврейских надгробий (мацев), найденных археологом проф. А.Добролюбским в центре города (в «турецком слое») и датируемые 1770-ми годами, то есть подтверждающие, что евреи жили в Хаджибее еще до основания Одессы.



А я тружусь (во дворе музея).



Сайт музея.

Если хотите еще пару слов за Одессу, то вот:
За Одессу. Год 2010. Шмат июня - кусок июля. День первый.
За Одессу. Год 2010. Шмат июня - кусок июля. О кошках.
23 октября - день памяти жертв трагедии одесской еврейской общины 1941-1944 годов.
Еще капелюсечку Одессы. Как мы искали армянский ресторан в Одессе - городе интеллигентов.

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
dockes
Mar. 6th, 2012 12:45 pm (UTC)
Про моэля забыла упомянуть что "их в Украине 2 и оба главные" :)
rus_kukurus
Mar. 6th, 2012 12:46 pm (UTC)
Правда? Я об этом действительно совсем забыла)))) Спасибо. Вношу дополнение.
dockes
Mar. 6th, 2012 12:47 pm (UTC)
ну так нам там сказали, хотя я сомневаюсь, что их на всю Украину может быть лишь 2 - но что могут быть 2 главных - охотно верю.
rus_kukurus
Mar. 6th, 2012 12:50 pm (UTC)
Я думаю, что самих моэлей больше, то главных 2. ))
scape_god
Mar. 6th, 2012 01:27 pm (UTC)
А у меня есть хоум-видео, где Доцкес - кулинар.
dockes
Mar. 6th, 2012 01:36 pm (UTC)
вот такая я ... творческая и разносторонняя личность ,)
scape_god
Mar. 6th, 2012 01:37 pm (UTC)
Только Скайпа у тебя нет...
dockes
Mar. 6th, 2012 01:41 pm (UTC)
зато срейп есть )
scape_god
Mar. 6th, 2012 01:42 pm (UTC)
пашолъ яндексировать.
rus_kukurus
Mar. 6th, 2012 02:36 pm (UTC)
Храни его. Скоро это станет антиквариатом))))))))
scape_god
Mar. 6th, 2012 03:02 pm (UTC)
Выложу под замок.
gianluigi
Mar. 6th, 2012 01:20 pm (UTC)
типичная одесская коммунальная квартира Одессы прям как "Прожекторперисхилтон"
rus_kukurus
Mar. 6th, 2012 02:37 pm (UTC)
Точно))))
sterlingoff
Mar. 6th, 2012 01:57 pm (UTC)
Как всегда прочитал с удовольствием.
rus_kukurus
Mar. 6th, 2012 02:37 pm (UTC)
Рада))
aiivar
Mar. 6th, 2012 09:04 pm (UTC)
Евреи одесские как правило - колоритные личности.
Материал интересный. Спасибо!
rus_kukurus
Mar. 7th, 2012 06:24 am (UTC)
Пожалуйста!
tisha_odessa
Mar. 7th, 2012 05:24 am (UTC)
Спасибо!
Вот так, проводя все одесское время на Нежинской 73, узнаю о музее через интернет
rus_kukurus
Mar. 7th, 2012 06:24 am (UTC)
))) Да, табличек, увы, нет, лишь во дворе.
gregorydavidian
Mar. 7th, 2012 02:00 pm (UTC)
) а антисемитизму-то! антисемитизма сколько!
) шо за номер дома? спасибо, хоть не 13. не любят вашего брата в незалежной, не любят)))
rus_kukurus
Mar. 7th, 2012 02:04 pm (UTC)
Re: ) а антисемитизму-то! антисемитизма сколько!
У тебя паранойя))))))))))))))))))
xena_282
Mar. 29th, 2012 09:19 am (UTC)
Я таки умиляюсь!
rus_kukurus
Mar. 29th, 2012 06:30 pm (UTC)
Чем именно?))
ronnie_james
Mar. 29th, 2012 10:41 am (UTC)
Не понял.
Так что, сейчас в Одессе почти нет евреев?????????? А куда они делись????????
Я думал в Одессе одни евреи, а оказалось что и при Царе их было 50%.
rus_kukurus
Mar. 29th, 2012 06:30 pm (UTC)
Сейчас очень мало осталось - порядка 20 тысяч. Уехали-с.
Нюсенька Верховская
Feb. 6th, 2014 01:07 pm (UTC)
вношу некоторые коррективы,с Вашего позволения)
В Одессе действительно два главных,но не моэля,а раввина) - главный раввин Одессы и Одесской области Шломо Бакшт и главный раввин Одессы и юга Украины Авраам Вольф! А моэль главный у нас один - Яаков Гайсинович) И по поводу количества евреев в Одессе на сегодняшний день - очень приблизительно,но цифры,предоставленные нам синагогами - 30-35 тыс, около 2-3% общего населения города. Официальных данных переписей на сегодняшний день нет,т.к очень сложно идентифицировать,кто является евреем,а кто нет - много смешанных семей,есть проблема определения еврейства по закону и, так называемому, "закону о возвращении", т.е. если любой член твоей семьи до третьего поколения еврей,то ты имеешь право на въезд в Израиль,например (это же правило порой переносится и на жизненные вопросы,но ни в коем случае не имеет отношения к религиозной сфере).Вот,как-то так!
rus_kukurus
Feb. 7th, 2014 10:41 am (UTC)
Re: вношу некоторые коррективы,с Вашего позволения)
Спасибо! Интересно! Вы из Одессы?
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

Фаня
rus_kukurus
rus_kukurus

Latest Month

June 2015
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com